Содержание

Тротуарная плитка на бетонную отмостку как уложить

Как укладывается плитка на отмостку из бетона — 5 этапов создания дополнительной защиты фундамента

Отмостка для любого дома является необходимым элементом. Чаще всего ее делают из асфальтобетона или бетона, с укладкой на него тротуарной плитки. Бетонная отмостка защищает от промерзания цоколь здания, способствует оттоку дождевой воды, а также обеспечивает подход к дому для хозяйственных нужд. Тротуарная плитка, кроме эстетических качеств, создает дополнительный дренаж для отхода воды.

Технология укладки

Если говорить о мощении тротуарной плиткой, то наиболее распространенным является способ укладки на сухую песчано-цементную смесь. Но у способа есть и минусы, такие как усадка и провал. Именно поэтому отмостку тротуарной плиткой стремятся делать на бетонное основание, обеспечивающее дополнительную прочность. На твердое основание плитка ложится следующими способами:

  • Сухая смесь песка и цемента 5:1 насыпается толщиной до 5 см, кладка происходит перед собой. Необходима тщательная трамбовка подсыпки и уплотнение готовой кладки. Легко заменяется поврежденная деталь.
  • Раствор цементно-песчаный заливается до 3 см в толщину. После окончания облицовки не подвергать нагрузкам до высыхания примерно сутки.
  • Строительный специальный клей. Наносится тонким слоем до 1 см. Обеспечивает прочную сцепку с бетоном. Недостаток — при замене одного элемента зачастую повреждаются соседние.

Материал можно расположить на слой смеси из песка и цемента.

Нюансы укладки тротуарной плитки на бетон

  • Длительный срок эксплуатации бетона — 10—40 лет гарантии в зависимости от производителя.
  • Стойкость к высоким и низким температурам, их перепадам.
  • Устойчивость к механическим повреждениям.
  • Доступная цена — асфальтобетонная отмостка по цене выйдет дороже отмостки из бетона.
  • Отсутствие необходимости дополнительной техники.
  • Возможность установить самостоятельно.
  • Отсутствие провалов и усадки благодаря прочному основанию.

Отрицательные моменты в стройке:

Работая с материалом для отмостки, нужно учитывать необходимость соблюдения уклона.

  • Сложность в заливке бетонного основания. Необходимо:
    • выдержать градус уклона;
    • создать водоотвод и дренаж площадки.
  • Высокая общая стоимость заливки бетона при укладке тротуарной плитки не на старое основание.
  • Сложная технология укладки на бетонное основание в сравнение с обустройством на песчано-цементные подушке.

Инструменты и материалы

Этапы работ

Подготовка земли

Началом работ станет разметка территории вокруг дома под отмостку. Выполняется она с помощью деревянных колышек и разметочного шнура, правильность расчетов проверяется уровнем. После производится выемка грунта, при этом учитывается градус уклона, обычно 1—3, реже 5 градусов. Ширина отмостки колеблется от 40 до 100 см. Глубину просчитывать исходя из типа почвы и необходимых слоев подсыпки.

Первым слоем станет гидрозамок: на хорошо утрамбованный грунт засыпается слой глины 5—10 см. Для глинистых почв в гидрозамке нет необходимости. Также, глину можно заменить на 10—15-сантиметровый слой бетона. На этом же этапе можно утрамбовать или залить нужный уклон, но также допустимо выставить его на последнем слое. Кроме того, гидроизоляцию допустимо выполнять рубероидом или полиэтиленом.

Чтобы снизить давление отмостки на цоколь, специалисты рекомендуют рубероид сложить вдвое либо сделать зазор листом пенопласта.

Установка бордюра

На гидроизоляцию засыпается щебеночная подушка толщиной 10—15 см, а сверху песок примерно 5 см. Каждый слой по отдельности трамбуется. Одновременно с засыпкой первого слоя монтируются бордюры. Они будут выполнять роль опалубки. При этом снизятся временные затраты на установку и снятие опалубки и последующий монтаж бордюр. Выставляются бордюры ровно по разметочной линии. Траншеи для них выкапываются приблизительно на 30 см ниже кладки, заполняются щебнем примерно сантиметров на 15 и заливаются бетоном на 2—5. В целом бордюр не должен препятствовать оттоку воды.

Обустройство бетонной основы

Следующим этапом идет бетонирование. На подушку заливается смесь из цемента, щебня и песка в соотношении 1:2:3 толщиной 3—5 см. Если предполагаются внушительные нагрузки, то бетон дополнительно укрепляется арматурой и заливается второй слой толщиной 5—10 см. На этом же этапе отслеживается градус уклона (если таков не предполагается на укладке последнего слоя). Конструкция отмостки предполагает дополнительный дренаж для сточных вод. Для этого перед заливкой второго слоя устанавливаются асбестовые или полимерные трубы перпендикулярно поверхности стяжки. После застывания трубы обрезаются и заполняются щебнем, таким образом создаются точечные водосборники.

Монтаж плитки

Укладка брусчатки на бетон может проводиться с помощью сухой смеси, раствора или клея. Но для любого способа необходимо предварительно собрать рисунок. Начинается кладка от бордюра к стене в направлении стока воды. Мастерком наносится выбранная смесь, укладывается плитка и с помощью резинового молотка вдавливается в раствор. Плитка ложится с зазором друг от друга в 2—3 мм. Завершается работа укладкой подрезанных элементов. Кроится брусчатка циркулярной пилой или болгаркой. По окончании кладки на плитку ложится доска и постукиванием выравнивается поверхность.

Если угол уклона не был соблюден на этапе заливки бетонного основания, то необходимо создать его во время монтажа плитки. Однако в таком случае для кладки не подходит клеевой раствор.

Обработка швов

Стыки заделываются цементно-песчаной смесью в той же пропорции, что и финишный слой в случае «сухой» укладки либо песком. Выбранным сыпучим материалом засыпается плитка, а затем щеткой распределяется по швам. После поливается водой, благодаря чему цемент схватится, а песок осядет. Для полной усадки полив осуществляется несколько раз. По окончании 2—3 дней происходит полное высыхание, после которого уже возможен ввод в эксплуатацию.

Как уложить тротуарную плитку на бетонную отмостку?

Изначально тротуарная плитка была довольно необычным новшеством. Долгое время люди никак не могли к ней привыкнуть, однако теперь сложно представить свою жизнь без тротуарной плитки. С помощью этого материала тротуар оформляют самым разным способом – возле домов и магазинов. Сейчас более странно воспринимается применение асфальта в таком качестве. Применение тротуарных плиток — это не только красиво, но и практично. Рассмотрим, как укладывать плитку на бетонную отмостку.

Функции отмостки

Бетонная отмостка вокруг здания необходима, дабы обеспечить выполнение таких требований:

  • Изоляция цоколя от различного типа влаги. Благодаря особой конструкции поверхности, влага не сможет оказывать разрушительного воздействия. По поверхности плитки вода будет стекать в противоположную сторону от цоколя.
  • Вспомогательное утепление цоколя. Когда отмостка смонтирована с соблюдением всех правил и технологий, она исключает промерзание почвы под ней, а также цоколя рядом. А ведь, если почва не будет промерзать, то и не возникнет вспучивание грунта, а цоколь в свою очередь не будет страдать от лишней нагрузки.
  • Благодаря наличию такого покрытия, можно не беспокоиться об удобном доступе к дому. Ведь подобная практическая характеристика весьма необходима при эксплуатации здания. К тому же отмостка не нуждается в каком-либо особом уходе.
  • Подобный тип покрытия обеспечивает красоту и законченность возведенного дома. Красота, конечно, не самый важный нюанс, однако весьма необходимый. К тому же довольно часто потребители обращают внимание больше всего именно на красоту материала.

Вернуться к оглавлению

Плюсы и минусы бетонного покрытия

  1. Весьма невысока цена, особенно если сравнивать с аналогичными материалами. Высококачественный тротуар не всегда легко получить, из этого следует, что и цена хорошего покрытия может оказаться весьма высокой.
  2. Легкость в установке. Когда выполняется тротуар из асфальта, то для полноценного выполнения всех операций необходима специальная техника. В случае же выбора укладки тротуарной плитки, можно практически не беспокоиться – укладка выполняется быстро и самостоятельно.
  3. Большая номенклатура данного материала. К тому же количество ассортимента непрерывно увеличивается, ведь новую тротуарную плитку производят непрерывно.
  4. Довольно крепкое и долговечное основание. В ассортименте имеются особые виды плиток, на которых не скользко даже при сильных осадках.
  5. Стабилен при различных температурных колебаниях, а также с легкостью противостоит разным типам механических повреждений. Обычно изготовители предоставляют гарантию на данный декоративный материала, в зависимости от типа плитки срок колеблется от 10 до 40 лет.
  6. Бетонная отмостка походит для нашего климата.

Простота выполнения ремонтных работ. В случае возникновения повреждений покрытия, достаточно легко сменить поврежденную плитку. Как раз именно поэтому специалисты советуют приобретать немного большее количество плитки, чем требуется. Это позволяет подстраховаться и для ремонта покрытия в будущем, и в случае повреждения материала в процессе монтажа.

  • Благодаря своей конструкции, покрытие не подвергается сильному обледенению, ведь вся влага впитывается в почву сквозь швы между плитками.
  • Данный материал известен своей экологичностью, так как при его производстве и монтаже не применяют токсичных компонентов.
  • Легко переносит высокие температуры и воздействие солнца. При нагревании не выделяет каких-либо вредных веществ.
  • Обладает универсальной формой. Благодаря огромному ассортименту самых разных форм, можно создать покрытие абсолютно любого вида.
  • Вернуться к оглавлению

    Минусом такого покрытия можно назвать то, что при укладке материала необходимо поддерживать уклон в несколько градусов. Это нужно, дабы влага не собиралась на поверхности плитки. В случае с обновлением старого покрытия, затраты на которое не берутся во внимание, к недостаткам относят стоимость стяжки из бетона. Также очень недешево будет выполнение крепких оснований, ведь они уже сами по себе являются тротуарными покрытиями.

    Как выбрать тротуарную плитку?

    Наилучший выбор — это материл, который обладает повышенной стойкостью к низким температурам. Он может легко перенести около 150 циклов заморозки и в тоже время его качество не ухудшится. Не менее важно и такое свойство при пользовании плиткой, как прочность на сжатие. Это свойство обозначает то, какую массу способно выдержать тротуарное покрытие. Высококачественный материал может спокойно переносить нагрузку весом более 500 килограмм. Естественно, стоимость такого продукта будет выше, однако есть смысл переплачивать – ведь ваше бетонное покрытие вокруг дома не один год будет радовать своим видом.

    Когда происходит покупка материала, особенное внимание стоит уделить его граням – вокруг не должно быть сколов. В случае обнаружения сколов, стоит изучить структуру продукта. В случае пористой структуры следует отказаться от приобретения такого материала. Иначе служба его будет недолгой – от силы пару сезонов.

    Читать еще:  Плитный фундамент под гараж

    Обязательно нужно обращать внимание на цвет плитки – если он чересчур ярок, то изготовление происходило с нарушением технологии. Подобный материал получается некачественным, в процессе эксплуатации гораздо быстрее повреждается и растрескивается.

    Этапы укладки

    Подготовка материалов и инструментов

    Прежде чем начать укладку плитки в качестве бетонной отмостки вокруг дома, необходимо подготовить некоторые инструменты и материалы:

    • тротуарный продукт;
    • тротуарный бордюр;
    • деревянные колышки и шнур;
    • строительная рулетка;
    • специальный уровень;
    • глина;
    • герметик;
    • геотекстиль;

    Вернуться к оглавлению

    Подготовка территории и разметка

    Перед укладкой бетонных отмосток необходимо выполнить разметку. Чтобы произвести разметку вокруг дома, понадобятся колышки, с их помощью крепится разметочный шнур. От того, насколько точно было выполнено разделение участка, зависит качество покрытия на отмостке.

    Важно соблюдать уклон при монтаже. Обычно градус уклон колеблется от 1 до 3 градусов на каждый метр. Однако бывают и исключения, при которых угол может быть около 5 градусов.

    После разметки, необходимо выполнить выемку почвы. Ширина покрытия обычно около 40 сантиметров. Из этого и узнают глубину выемки почвы, беря во внимание, что бетонную отмостку нужно делать выше уровня почвы. А также стоит учитывать скат, который выполняется для устройства дренажа.

    Установка бордюра

    Прежде чем укладывать камень на бетонном основании, необходимо заняться самой отмосткой, а она выходит достаточно тяжелой. Обычно рекомендуют изначально выполнить монтаж бордюров. Они играют роль своеобразного каркаса. Если этого не сделать, то необходимо устанавливать опалубку, а после укладки покрытия вокруг дома все равно придется монтировать бордюры.

    • Яма для бордюра должна быть выкопана чуть ниже кладки. Обычно, глубина ямы примерно на 300 миллиметров ниже нижней грани бордюра. Необходимо, чтобы расчет был с учетом оттока воды – бордюр не должен ему мешать.
    • Сначала яму наполняют щебнем на высоту около 15 сантиметров, после чего он тщательно утрамбовывается. Далее добавляют бетонный раствор на высоту около 2 сантиметров, а сверху монтируется сам бордюр. Все застывает и схватывается примерно сутки. После засыхания можно приступать к монтажу тротуарного покрытия вокруг здания.

    Вернуться к оглавлению

    Обустройство бетонной основы

    Когда выполнена выемка почвы, необходимо хорошо разровнять и утрамбовать участок. Обязательно выполнять это, беря во внимание угол уклона поверхности. Желательно в самый низ положить несколько слоев геотекстиля. Он препятствует прорастанию растений, хотя даже и без него мало шансов, что растения проникнут сквозь бетонное основание. В некоторых случаях советуют укладывать на дно битумный материал, он необходим для повышения гидроизоляционных характеристик покрытия.

    • В качестве первого слоя укладывают щебень на высоту примерно 15 сантиметров, который тщательно утаптывают.
    • Если покрытие будет подвергаться сильным нагрузкам, то желательно сверху щебня установить каркас из арматурных прутьев.
    • Высота монолитного пласта на автостоянках равняется 20 сантиметрам. Однако если монтируется пешеходный тротуар, то достаточно и 10 сантиметров.
    • Применяется бетон, имеющий маркировку М200. От уровня маркировки зависит прочность и долговечность покрытия, однако чем выше марка, тем выше стоимость.

    Вернуться к оглавлению

    Укладка плитки

    Монтаж тротуарного покрытия плиткой довольно прост, во многом технология схожа с укладкой кафеля. Отличие лишь в том, что плитку можно монтировать на растворы разного типа и консистенции.

    • При использовании сухого метода монтажа, вероятна большая усадка, из-за этого по данной технологии работают лишь квалифицированные специалисты. Стоимость специальной клеевой смеси довольно немаленькая, выгоднее использовать песочно-цементную смесь.
    • В такой ситуации смесь изготавливают без такого компонента, как щебень. Добавляют только цемент и песок. Марка такого раствора должная быть выше, нежели при монтаже основания.
    • Сперва камень кладут насухо, кроят и нумеруют грани со сложными элементами. Кройку выполняют специальными кругами с алмазным напылением.
    • На монолитный слой наносят смесь при помощи кельмы, толщина слоя должна быть примерно 2,5 сантиметра. Сверху раствора укладывают плитку. Обязательно выполнение подгонки камней, выполняют ее при помощи киянки. В процессе кладки важно не забывать о необходимом угле уклона поверхности.
    • Застывание смеси длится около 48 часов. Когда раствор засох, необходимо заполнить щели между плитками песком. Когда песок полностью осядет, швы заполняются раствором.

    Вернуться к оглавлению

    Заключение

    Данный материал весьма удобен и крепок, что делает его одним из лучших при устройстве отмостки. Его достоинства объясняют популярность, особенно если проводить сравнение с аналогами. Применение плитки позволяет получить уникальное покрытие, сделанное самостоятельно.

    Технология укладки тротуарной плитки на бетон

    Тротуарная плитка — идеальный материал для облицовки уличных тротуаров и пешеходных зон, автостоянок и детских площадок. Она элементарна в установке, проста в обслуживании и, в отличие от асфальта, не плавится на солнце, выдерживает большие перепады температур и не выделяет токсичные газы.

    Укладка тротуарной плитки на бетонное основание позволяет не только укрепить покрытие, но и придать ему более эстетичный и интересный внешний вид. Давайте рассмотрим, какие еще преимущества есть у данной технологии?

    Преимущества бетонного основания

    Устойчивость и долговечность — два основных достоинства бетонной основы. В отличие от грунта или щебеночно-песчаного слоя, легко поддающегося различным атмосферным воздействиям, бетон не проседает даже при очень сильных нагрузках. Также, с помощью укладки тротуарной плитки на бетон, основание можно получить безупречно ровно вымощенную поверхность с четкими формами.

    Эта технология имеет и ряд других преимуществ:

    1. Прочность. Бетон не разрушается под воздействием сильных механических нагрузок (может прослужить более 30-ти лет), что крайне важно для парковок и территорий с большой проходимостью людей.
    2. Эффективное противостояние осадкам. Если правильно уложить тротуарную плитку на бетонное основание, покрытие не будет промерзать (морозостойкость — около 200 циклов, что в суровом северном климате является определяющим фактором).
    3. Отсутствие «усадочного эффекта». Песок и грунт со временем может просесть, а это приводит к отдельному или полному разрушению плиточного покрытия.
    4. Надежность. Отвердевший клей для тротуарной плитки (или цемент) и основание из бетона в разы надежнее песчано-щебневой посыпки. Это помогает плитке «не съезжать» и не выпадать со своего места.
    5. Экологичность. При сильном нагревании не выделяет канцерогенных веществ.
    6. Доступность. Брусчатка имеет относительно доступную стоимость, поскольку производятся из недорогих современных материалов (исключение составляет гранитная брусчатка).

    Именно бетон обеспечивает высокий показатель износа покрытия и долгую эксплуатацию покрытия.

    Но для того, чтобы все эти достоинства не были сведены на «нет», необходимо строго соблюдать технологию от начала рабочего процесса и до самого конца. Следует понимать, что укладка на бетон происходит совсем не так, как на щебеночно-песчаный слой, а совершенно по иному принципу. Рассмотрим особенности процесса, чтобы понять, как правильно это делать.

    Особенности кладки на бетон

    Главная особенность всего процесса заключается, опять же, в бетонном основании, которое, в первую очередь, обеспечивает плитке долгий срок службы. Однако зачастую многие специалисты по отделке не хотят браться за эту технологию из-за ее сложности — всего одна небольшая ошибка, допущенная при работе, не даст «перезимовать» покрытию даже один сезон.

    Класть тротуарную плитку на бетон можно лишь тогда, когда предварительно уже сделан водоотвод и дренаж для будущей площадки.

    Это обеспечит эффективный отвод воды от мощеного покрытия, а влага, как известно, является «заклятым врагом» плитки. Попадая в ее микропоры и мелкие трещины, вода при замерзании увеличивается в объеме и разрушает материал изнутри.

    Если уложить плитку только на песчано-щебневый слой, вода не будет оставаться в нем и моментально впитается в песок и щебень, а после этого — в грунт. Проще говоря, отток воды идет моментально, чего нельзя сказать про бетон. Неправильная укладка позволит воде пройти сквозь стыки и накапливаться между плиткой и бетоном. И, как следствие, покрытие начнет «отходить» от своей основы.

    Укладка на ровный бетон будет порождать застой воды. Для того чтобы этого не случилось, бетонное основание должно быть с небольшим наклоном в сторону, противоположную от дома либо любой другой постройки, вблизи которой планируется дорожка (площадка). Также очень важно учесть все правила и тонкости, которые заключает в себе не только процесс заливки бетона, но и укладка плитки на улице. Давайте подробно разберем каждый из них.

    Подготовка бетонной основы под плитку

    Подготовка основы выглядит следующим образом — пошаговая инструкция для тех, кто занимается этим самостоятельно:

    Пример основания под укладку.

    1. Метки. Вбейте колья, чтобы выделить границы дорожки, тротуара или площадки для мощения плиткой. Туго натяните шпагат или нитки, крепко привязывая их к колышкам.
    2. Сделайте углубление в почве. Верхний слой грунта необходимо снять (глубиной в 20-25 см) и хорошо утрамбовать при помощи специальных инструментов (ручной или пневматической трамбовки) и воды. Перед тем, как продолжить работу, дождитесь полного высыхания земли.
    3. Бордюры (опалубка). В дальнейшем, при укладке плитки, они помогут зафиксировать ее, исключить искривления и сдвиги. Для устойчивости бордюров засыпьте слой щебня около 5 см толщиной.
    4. Укладка щебня (15-20 см). Посередине этого слоя рекомендуется положить гидроизоляционную пленку, чтобы в дальнейшем предотвратить проникновение влаги из грунта наверх.
    5. Небольшой слой песка. Его необходимо выложить для того, чтобы заполнить пустоты и уплотнить подложки. Если площадка очень большая, есть смысл задействовать спецтехнику для укатки или вибротрамбовки почвы.
    6. Арматура (прутья или сетка). Дополнительно выложенный арматурный слой необходим для автомобильных подъездных дорожек и площадей очень большого размера. Если вы используете отдельные прутья, они должны быть перевязаны между собой проволокой и идти перпендикулярно друг другу. Готовую сетку нужно прочно закрепить на боковые прутья.
    7. Цементный раствор. Цемент, песок и щебень в соотношении 1:3:2 смешайте с водой до получения однородной массы и вылейте ее на подготовленную основу. Хорошо выровняйте, не забывая про небольшой наклон, и оставьте высыхать (на 2-3 дня) под пленкой.

    Алгоритм укладки плитки

    Итак, подготовка основания закончена. Но укладываться плитка должна лишь тогда, когда бетон полностью высох и затвердел, а внутри него не осталось никаких дефектов в виде образовавшихся пустот. Если по каким-либо причинам бетон покроется трещинами, плитка станет непригодной для повторного мощения.

    Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание одного состава мало чем отличается от других видов. Мы рассмотрим процесс на примере полимерпесчаных изделий, которые сегодня очень популярны благодаря своим уникальным свойствам: устойчивы к истиранию, не впитывают жидкость, масло и бензин, просты в транспортировке, хранении и монтаже. Плитка подходит и для укладки на бетонную отмостку — она позволяет надежно защитить свой дом от грунтовых вод и атмосферных осадков.

    Читать еще:  Подстилка под линолеум на бетонный пол

    Наша пошаговая инструкция поможет тем, кто собирается проводить всю работу своими руками, не имея профессионального опыта. Итак, подробное описание каждого этапа:

    Этап 1: разборка опалубки и установка бордюров

    Если еще на этапе создания бетонной основы вы не стали делать бордюры, их нужно сделать сейчас. Для этого вдоль натянутых нитей следует выкопать траншею глубиной, равной высоте окантовочного камня, который будет располагаться под землей, и толщиной цементной подушки (примерно в 3-5 см.).

    Цемент, укладываемый под бордюр, необходим для более сильной фиксации окантовочных камней — их вгоняют в раствор (соотношение песка и цемента 3 к 1) с помощью специального резинового молотка. Спустя один день, когда раствор полностью затвердеет, пространство между стенками бордюра и траншеей засыпьте песком, полейте водой и хорошо разровняйте.

    Этап 2: подготовка клеящего состава

    На заранее уложенный бетон следует нанести еще один слой — цементный или клеящий раствор. Укладка тротуарной плитки своими руками на цемент — более дешевый вариант, однако на клей фиксировать покрытие будет намного проще. Если вы работаете с клеем, приготовьте раствор и действуйте согласно инструкции.

    Если для вас предпочтительней выкладывать плитку на цементный раствор, сделайте сразу 2 состава: густой — для укладки плитки, более жидкий — для заливки щелей между швов.

    Этап 3: руководство по укладке плитки

    Цементный слой должен быть высотой приблизительно 2-3 см. С помощью строительного мастерка нанесите его на бетон и хорошо выровняйте. Если плитка узорная, укладывая каждую деталь, нужно озираться на общий запланированный рисунок. Работа по укладке ведется от себя — вы должны двигаться вперед, наступая на уже вымощенную поверхность.

    Параллельно с работой не забывайте контролировать кладку с помощью первоначальных разметок и строительного уровня. Препятствия, возникающие на пути (дренажные отверстия, трубы, люки), сначала обведите целыми плитами, а по окончании работ сделайте подрезку нужной формы с помощью болгарки или циркулярной пилы.

    Этап 4: обработка швов

    Повторяйте это до тех пор, пока смесь полностью не осядет. Через 2-3 дня поверхность будет готова к эксплуатации.

    И в заключение стоит отметить, что плитку можно использовать не только на улице — она помогает сделать бетонное напольное покрытие более прочным, поэтому очень часто ее кладут поверх бетонного пола в гараже. Такой способ отделки позволяет значительно улучшить обстановку в помещении и повысить уровень комфорта по уходу за автомобилем. Дополнительные рекомендации относительно того, как положить тротуарную плитку на бетонное основание, даст наше видео.

    Как укладывается тротуарная плитка на бетонное основание

    С каждым годом обустройство территории при помощи плитки для тротуаров становится популярным. Ее укладывают повсеместно, на дачах, в городских дворах, детских площадках, автостоянках и конечно в частном строительстве.

    Укладка тротуарной плитки на бетонное основание, занимает особую нишу. Она используется в местах, где требуется повышенная устойчивость и долговечность, но это не значит, что ее нельзя уложить своими руками.

    Фото плитки на бетонном основании.

    Совет: укладка тротуарной плитки на бетонное основание занятие трудоемкое, требующее внимательности, определенного профессионализма и некоторых затрат. Поэтому объемные площади автостоянок оставьте профессионалам. Но облагородить отмостку возле дома или небольшой дворик вы сможете сами.

    Чем хорош данный способ

    Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание позволяет обустроить дорожные поверхности, подвергающиеся серьезным нагрузкам.

    Кроме того, этот способ хорош тем, что такая дорожка, при правильной укладке, прослужит намного больше, нежели при традиционном обустройстве на щебень и песок.

    • Дело еще в том, что при традиционной укладке, основу нужно достаточно хорошо утрамбовать. Но как ее не трамбуй, под нагрузкой она, в любом случае, местами проседает или сдвигается. Бетонный монолит лишен этого недостатка.
    • Если вы решили уложить отмостку, то бетонная подушка с хорошей гидроизоляцией вам просто необходима.
    • Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание, по мнению специалистов, незаменима для обустройства покрытия на пучинистых грунтах. Зимние морозы и связанные с ними подвижки почвы монолитной плите не страшны.
    • Сама по себе инструкция по укладке на ровную плиту своими руками несложная. Главное, перед тем, как положить тротуарную плитку на бетонное основание, обеспечить хороший водоотвод и дренаж. Монолитная основа не пропускает влагу, зимой или в межсезонье это может быть опасно.

    Заливка армированной отмостки.

    Технологические этапы монтажа

    Как говорилось ранее, обустройство дорожки на бетонной плите считается более сложным процессом, чем монтаж на песчано-гравийную подушку. В случае несоблюдения технологии, демонтировать такую конструкцию будет проблематично (читайте также статью «Канализация из бетонных колец: рекомендации по строительству»).

    Разметка и подготовка территории

    Все подобные работы начинаются с разметки. Для этого используются деревянные или металлические колышки, на которых закрепляется разметочная нить, ориентир.

    От точности разметки, во многом будет зависеть качество укладки.

    • Особое внимание нужно уделить уклону дорожки. Традиционно уклон делается в пределах 1 — 3º, на 1 погонный метр, для обычных поверхностей. И до 5º при монтаже отмостки.
    • За разметкой, делается выемка грунта. Общий размер дорожного «пирога» будет порядка 400 мм. Отсюда рассчитывается глубина выемки грунта, с учетом того, что дорожка должна быть выше грунта, плюс иметь скат для дренажа. В среднем это порядка 20 – 25 см.

    Проверка уклона дорожки.

    Установка бордюра

    Перед тем как уложить тротуарную плитку на бетонное основание, нужно обустроить само основание, а это конструкция тяжелая и многослойная. Большинство специалистов советуют начинать с установки бордюров.

    Они будут исполнять роль естественной опалубки.

    В противном случае, вам нужно будет смонтировать опалубку и после монтажа дорожки, все равно устанавливать бордюр.

    • Траншея под бордюр выкапывается ниже уровня основной кладки. Как правило, глубина траншеи составляет порядка 30 см ниже подошвы бордюрного блока. Расчет глубины должен производиться исходя из того, что верхний край блока монтируется ниже уровня дорожки на 20 – 30 мм. Это необходимо чтобы блок не мешал оттоку воды.
    • Изначально, в траншею засыпается щебень, на уровень 100 – 200 мм и хорошо трамбуется. После чего заливается раствор на толщину до 20 мм и устанавливается сам блок. Через сутки, когда цемент схватится, можно начинать строительство дорожки.

    Размеры блоков для различных покрытий.

    Совет: когда выполняется разметка, колышки нужно вбивать как можно чаще. Учитывайте, что даже при хорошей натяжке крепкой нити, провисание на 1 погонный метр, составит 1 мм.

    Обустройство бетонной основы

    После выемки грунта, поверхность тщательно выравнивается и утрамбовывается, с учетом уклона.

    На дно можно постелить 1 – 2 слоя геотекстиля, согласно технологии он необходим для защиты от прорастания зелени, но по нашему мнению, через бетонную плиту зелень и так не пробьется.

    Схема тротуара в разрезе.

    Важно: если обустраивается отмостка по периметру строения, для улучшения гидроизоляции, дно нужно застелить рубероидом в 1 – 2слоя.

    • Нижний слой засыпается щебнем на толщину 150 – 200 мм. Щебень также должен быть хорошо утрамбован.
    • Если планируется монтаж покрытия под большие нагрузки, то на щебневую подушку укладывается арматурный каркас, с сечением прута около 10 – 12 мм. Для широкой пешеходной дорожки можно использовать сетку рабица. Узкие дорожки и придомовые отмостки, можно вообще не армировать.
    • Толщина самого монолитного слоя для автостоянок с большегрузными автомобилями или иных подобных сооружений, может доходить до 200 мм. На пешеходной дорожке достаточно 100 – 150 мм.
    • Бетон, как правило, используется марки М100 — М200. Чем выше марка бетона, тем он быстрее будет застывать и дольше простоит, но и цена у него также будет значительно выше. В таблице приведены основные пропорции закладки для различных марок бетона.

    Пропорции закладки на цемент М400.

    Важно: на больших площадях, нужно обязательно делать демпферные швы для компенсации напряжений. В среднем каждые 2,5 – 3м².

    Укладка плитки

    Ответ на вопрос — как укладывать тротуарную плитку на бетонное основание, достаточно прост. В двух словах, процесс похож на монтаж кафеля.

    Разница лишь в том, что тротуарное покрытие можно монтировать на мокрый раствор песка с цементом, на сухой раствор песка и цемента в той же пропорции или на специальный строительный клей.

    • При сухой укладке, идет значительная усадка, поэтому с этой смесью работают больше профессионалы. Цена строительного клея достаточно высока. Наиболее рентабельным является вариант с цементно-песочным раствором.
    • В данном случае раствор готовится без добавления щебня, из просеянного песка и цемента. Марка делается на порядок выше, чем на подстилающем монолите и немного гуще.

    Уплотнение швов песком.

    • Сначала плитку лучше уложить насухо, выкроить и пронумеровать края со сложными деталями. Для выкройки используется резка железобетона алмазными кругами. В случае, когда нужно пробурить технологическое отверстие, то используется алмазное бурение отверстий в бетоне.
    • На бетонное основание кельмой накладывается раствор толщиной 20 – 30 мм и устанавливается плитка. Плотная подгонка делается при помощи резиновой киянки. Для обустройства зазора 3 – 5 мм, используются пластиковые крестики. Важно сразу контролировать уклон.
    • После схватывания раствора 2 – 3 суток, щели между блоками при помощи веника заполняются просеянным песком. Через неделю, когда песок утрамбуется, зазоры между плитками затираются раствором.

    Укладка на сухой раствор.

    Если вы все же решили укладывать покрытие на сухой раствор, то толщина отсыпки также делается в районе 30 мм. Но здесь времени на усадку нужно давать не менее 3 недель. Только после этого можно затирать швы между блоками (см.также статью «Мелкозернистый бетон – особенности и приготовление раствора»).

    На видео в этой статье вы можете почерпнуть для себя некоторые технологические моменты.

    Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание: несколько способов

    При декорировании отмостки и мощении садовых дорожек на заведомо нестабильных грунтах (песок пылеватый, свежая насыпь), глинистых почвах используется укладка тротуарной плитки на бетонное основание с использованием сухой смеси, цементно-песчаного раствора или плиточного клея.

    В каждом из представленных вариантов эксплуатационные условия не одинаковые, поэтому технология облицовки изменяется.

    В каких случаях тротуарная плитка укладывается по бетону

    Мощение тропинок, парковок, переднего двора и зон отдыха тротуарной плиткой необходимо для повышения качества эксплуатации участка. В классической технологии элементы облицовки монтируются на песок или сухую смесь (1/5 цемент, песок, соответственно). Однако в сложных случаях применяется укладка тротуарной плитки на бетон для обеспечения стабильной геометрии покрытия:

    • подверженные усадке грунты – таковыми являются почвы с низким расчетным сопротивлением (пылеватый песок, торф, свежая не сформировавшаяся насыпь);
    • пучинистые грунты – способны разрушить покрытие, так как вспучивание неравномерно на отдельных участках, виной тому чешуйчатая структура глины.
    Читать еще:  Подготовка бетонного пола под линолеум

    Реже домашнему мастеру необходимо своими руками декорировать плиткой эксплуатируемые конструкционные элементы – пол гаража, сарая, отмостку, стяжку на парадном дворе, существующие дорожки. Демонтировать бетон в этом случае слишком долго, он является прочным основанием, поэтому плитка укладывается поверх него.

    Укладка плитки на бетонную отмостку.

    Существует несколько способов мощения, пошаговая инструкция к каждому из них приложена ниже. Однако застройщику следует учесть нюансы:

    • пучение грунтов – если облицовывается отмостка или дорожка из бетона, эксплуатирующаяся несколько лет, и не разрушившаяся за это время, можно быть уверенным, что глины под ней нет, если же планируется заливка новой бетонной стяжки в силу вышеуказанных причин, то абсолютных гарантий, что в промерзающем слое глинистые почвы отсутствуют, у владельца участка нет;
    • влага – бетонная стяжка и бордюры по бокам (у отмостки бордюр и фундамент с другой стороны) представляют собой жесткий короб, дождевые стоки, даже при наличии сбоку желоба ливневки, частично проникают внутрь конструкции через швы, насыщают бетон (возможно растрескивание при замерзании) и пропитывают раствор или песок, которые вспучиваются зимой.

    Жесткое бетонное корыто может накапливать осадки, не давая им испаряться.

    Важно! Для ликвидации вспучивания необходим дренаж по наружному периметру отмостки и утепление экструдированным пенополистиролом на глубине 40 см. Избавиться от скопления влаги можно единственным способом – укладкой элементов на плиточный клей, который заполнит швы и предотвратит проникновение стоков внутрь конструкции.

    С другой стороны – в отличие от глины, насыщенный влагой песок увеличивается при замерзании в объеме равномерно:

    • вся плитка приподнимется на одинаковую высоту зимой, не доставив неприятностей владельцу;
    • весной вода оттаивает, плитка вернется в исходное состояние.

    Поэтому данным нюансом чаще всего пренебрегают, особенно в сочетании с линейной ливневкой, желоба которой установлены по наружному периметру отмостки или с одной стороны дорожки между поребриками и плиткой.

    Технология жесткого подстилающего слоя из бетона

    В рассматриваемом варианте мощения тротуарную плитку предполагается положить внутри жесткого «корыта», днищем которого будет бетонная стяжка. Правила бетонирования аналогичны для плитных фундаментов с небольшими дополнениями:

    • нижний армопояс можно использовать на парковках, тропинки армируются только в верхней трети, чтобы стяжка смогла выдержать усилия возможного вспучивания;
    • класть бетон можно только на нерудные материалы, в которых силы пучения снижены, поэтому удаляется пахотный слой на глубину 0,4 м;
    • высота поребриков и лотков ливневки значительно больше толщины плитки, поэтому необходимо рассчитать глубину траншеи в зависимости от толщины стяжки.

    Заливка бетонной стяжки перед мощением плиткой.

    Например, при толщине бетона 5 см, подстилающего слоя 15 см и плитки 6 см, глубина котлована составит 26 см. А высота бордюра 20 см, лотка ливневки 13 – 41 см, потребуется спланировать дно траншеи в разном уровне.

    Кроме того, для самотечного удаления стоков с дорожки необходимы уклоны 2 – 4 градуса в поперечном и продольном направлении. На стоянках уклоны обычно создаются в одну сторону – к проезжей части или стоки собираются со стороны участка, отводятся в подземную емкость.

    Уклоны для тротуарной плитки.

    Важно! Даже при укладке плитки на сухую смесь создать эти уклоны будет очень сложно, а при использовании плиточного клея невозможно.

    Если тротуарную плитку необходимо уложить на существующее старое основание (плита или стяжка), можно сразу перейти к пункту 3.

    Разметка и монтаж бордюров

    Материалы для мощения своими руками дорожек и парковок должны быть закуплены до этого этапа. Трасса тропинки и конфигурация стоянки, зоны отдыха зависит от фантазии владельца. Технология разметки имеет вид:

    • устанавливается первый шнур;
    • на сухую вплотную к нему размещается на земле садовый бордюр, лоток ливневки, цельные плитки по ширине тропинки, второй поребрик, натягивается второй шнур;
    • на радиусных/криволинейных участках дорожки разметку можно создать краской или известковым раствором непосредственно по грунту.

    После чего, изнутри оконтуренной шнуром зоны удаляют плодородный слой на глубину 0,4 м.

    Шнур устанавливается по внешнему периметру поребрика.

    Совет! Если используются лотки ливневки 30 – 41 см высоты, в местах их прохождения создается траншея большей глубины с учетом подсыпки 10 см щебня минимум и укладки этих элементов на 2 см слой пескобетона или цементно-песчаного раствора.

    Схема вычисления глубины траншеи.

    При уклоне участка более 7 градусов внутри дорожек проектируются ступени. Если декорируются крупноформатные участки (парадный двор, парковка, зона отдыха), территория предварительно террасируется дорожным бордюрным камнем, бетонными подпорными стенами или габионами.

    Ширина отмостки или дорожки.

    Уклоны создаются в грунте, подстилающем слое (песок, щебень) или в самом бетоне при его укладке. Рекомендуемый угол:

    • 1 – 2 градуса поперек дорожки в сторону лотка ливневки;
    • 3 – 7 градусов вдоль тропинки.

    Для крупных прямоугольных или квадратных площадок (например, стоянка) уклоны создаются от центра к периметру или в одном направлении.

    На этом же этапе устанавливаются дождеприемники под трубами кровельного водостока или поперечные лотки ливневки, которыми отводятся дождевые воды. Исключить взаимное перемешивание щебня/песка с почвой можно за счет укладки на дно траншеи геотекстиля. Этот материал препятствует прорастанию корней сорняков, поэтому используется в большинстве случаев.

    Минимальная толщина слоя нерудного материала для трамбовки виброплитой 10 см. Чтобы исключить впитывание цементного молочка при бетонировании щебень выравнивается песком, укрывается рулонной гидроизоляцией (рубероид или Бикрост) или двумя слоями полиэтиленовой пленки.

    Бордюры и лотки ливневки монтируются на раствор, выравниваются по горизонтали резиновой киянкой. После застывания раствора они фактически становятся несъемной опалубкой для бетонной стяжки.

    Шнур переносится внутрь для установки бордюров.

    Армирование и укладка смеси

    Если застройщик облицовывает отмостку, рекомендуется утеплить эту конструкцию экструдированным пенополистиролом (толщина 5 – 10 мм), примкнув горизонтальный слой к вертикальной теплоизоляции цоколя/фундамента. Глубина заложения составляет 40 см либо на уровне подошвы МЗЛФ. Этим способом ликвидируется вспучивание, серьезных нагрузок от пешеходного трафика отмостка не испытывает, поэтому ее можно не армировать.

    С дорожками и парковками сложнее:

      стоянки испытывают нагрузки от автомобилей, армируются двумя сетками (арматурными или проволочными);

    Армирование стяжки на парковке в два слоя.

    Армирование в один слой.

    Проволочную сетку проще купить, арматурную можно связать самостоятельно из прутков «рифленки» диаметром 6 – 8 мм

    Пошаговая инструкция для армирования выглядит следующим образом:

    • нижний защитный слой обеспечивается укладкой сетки на пластиковые или бетонные прокладки, толщину которых следует рассчитать индивидуально;
    • нахлест отдельных карт составляет минимум одну ячейку (10 х 10 см или 20 х 20 см).

    Например, для армирования стяжки толщиной 15 см на тропинке потребуются прокладки 12 см, чтобы сетка была расположена в ее верхней части. Для парковки используются прокладки минимальной толщины 1,5 – 3 см, верхняя сетка укладывается на столики, «пауки» или другие специальные элементы.

    Температурные швы создаются деревянными рейками, уложенными через 4 – 6 м поперек тропинки. Их можно размещать между арматурой или прерывать сетку в температурных швах, используя карты необходимого размера для каждой секции стяжки. Разрыв создается по всей толщине бетона.

    Установка бруска для температурных швов.

    Чтобы получить уклоны бетонной стяжки, применяются разные способы:

    • для отмостки можно прочертить две линии – на цоколе и лотке ливневки или бордюре, ориентироваться на них при вытягивании верхнего слоя правилом;
    • для тропинки аналогичные линии создаются на бордюрах с обеих сторон;
    • внутри прямоугольной парковки проще расставить штукатурные маяки, куски трубы, бруска, оцинкованного профиля, используемого в системах ГКЛ.

    Совет! В зависимости от температуры воздуха мощение можно начинать на 3 – 15 день после заливки стяжки, чтобы цементный камень набрал минимум 70% прочности.

    Укладка плитки тротуарной на бетон

    При наличии жесткого подстилающего слоя положить плитку можно на клей, раствор и гарцовку (сухая смесь песка с цементом в соотношении 5/1, соответственно). Однако при использовании первых двух вариантов правила укладки отличаются от облицовки керамогранитом и кафелем.

    Если класть элементы на гарцовку, резко снижаются трудозатраты и бюджет отделки, однако потребуется виброплита для тщательной трамбовки вначале сухой смеси, затем готового покрытия. При выборе сухой технологии плитка укладывается своими руками перед собой, мастер передвигается по уже замощенной территории.

    В «мокрых» технологиях хождение возможно через сутки, плиточник наносит раствор/клей на 1 – 1,5 м2, движется спиной вперед.

    Монтаж на раствор

    Бюджетный мокрый способ используется для больших территорий мощения. Классический цементно-песчаный раствор удобен в использовании, так как обладает большим сроком жизни. Технология имеет нюансы:

    • рекомендуемая толщина слоя 2 – 3 см, чтобы облицовка не «плыла» и не продавливала его полностью при выравнивании;
    • для повышения производительности раствор наносится на участок в зоне досягаемости рук мастера, разравнивается зубчатым шпателем;
    • затем на отмостку, тропинку или стоянку укладывается плитка в соответствии с узором.

    Мощение плитки на раствор.

    Уклоны и плоскостность поверхности контролируются уровнем и правилом, соответственно. Вначале пространство заполняется цельной плиткой, на не облицованных участках кельмой или шпателем тщательно подбирается весь раствор. После застывания смеси выкраиваются обрезки и устанавливаются на место эксплуатации. Швы засыпаются песком или гарцовкой, проливаются водой.

    Использование плиточного клея

    Следующий «мокрый» способ аналогичен предыдущей технологии с небольшими отличиями:

    • клей имеет меньший срок жизни и корректировки плитки;
    • его замешивают в небольшом количестве, ориентируясь на уровень подготовки мастера;
    • разведенный раствор наносится на меньшую поверхность (0,5 – 0,7 м2) слоем 0,5 – 1 см.

    Монтаж на плиточный клей.

    Швы обрабатываются либо этим же клеем, либо гарцовкой по аналогии с предыдущим методом.

    Укладка на сухую смесь

    Пошаговая инструкция для сухой технологии мощения отличается от предыдущих:

    • гарцовка смешивается из сеяного песка и портландного цемента;
    • ею засыпается все «корыто» дорожки или парковки целиком (толщина 5 см);
    • материал уплотняется виброплитой;
    • плитка укладывается с помощью резиновой киянки;
    • затем выкраиваются куски для сложных участков;
    • вся поверхность покрытия трамбуется виброплитой;
    • швы заполняются гарцовкой.

    Укладка на гарцовку.

    Этот способ позволяет ходить по покрытию уже в процессе укладки, обеспечивает максимальную ремонтопригодность элементов при их случайном раскалывании при падении тяжелых предметов.

    Таким образом, пошаговая инструкция отличается при использовании разных составов, на которые укладывается тротуарная плитка.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector