Изготовление опалубки для ЖБИ

Опалубка для ЖБИ: виды опалубочных систем

Опалубка для производства железобетонных изделий в современной строительной индустрии может изготавливаться из самых различных материалов. Сегодня в производстве опалубочных систем используют дерево и фанеру, различные виды пластмассы, а также сталь.

Деревянная опалубка для ЖБИ

Деревянная опалубка для ЖБИ предполагает использование древесины как хвойных, так и лиственных пород деревьев. Из лиственных пород часто применяются ольха и береза, из хвойных — лиственница, ель, сосна.

Существует ряд рекомендаций и ограничений по применению конкретных пород и сортов древесины при изготовлении опалубочных конструкций:

  1. Береза имеет склонность к растрескиванию, поэтому для изготовления палубы ее использовать не рекомендуется.
  2. Пиломатериалы, вступающие в соприкосновение с бетоном, должны иметь сортность не ниже III.
  3. Для изготовления поддерживающих элементов надлежит использовать пиломатериалы не ниже второго сорта, а для прогонов применяется исключительно древесина хвойных пород.
  4. Она же необходима для изготовления других ответственных конструкций: стоек, высота которых составляет 3 метра и более, элементов инвентарной опалубки и т.п.
  5. Несущие каркасы должны быть выполнены из древесины хвойных пород, влажность которой не превышает 15%.
  6. Примыкающие к бетону доски не должны иметь ширину более 150мм и толщину не менее 19мм, поверхность пиломатериалов должна быть остругана. Рекомендуется использовать для этих целей шпунтованные доски.
  7. Скользящая опалубка для ЖБИ выполняется из досок шириной 120мм, которые устанавливаются с препятствующим их короблению зазором.

Применение фанеры для изготовления опалубки

Оптимальным материалом для изготовления элементов опалубки, соприкасающихся с бетоном, является листовая фанера. Как правило, для этих целей используются водостойкие сорта материала: марки ФБСВ и ФБС. Толщина листов не должна быть менее 10мм.

Существенно продлить срок службы палубы позволяет использование фанеры, имеющей синтетическое покрытие. Такой материал не только обладает пониженной адгезией по отношению к бетону, что повышает оборачиваемость опалубочных систем, но и дает возможность получать идеально ровные бетонные поверхности.

Если фанера не имеет полимерного покрытия, то принято при изготовлении ЖБИ использовать специальные пленки на основе бумаги или стеклоткани с полимерной пропиткой. Нанесение пленок выполняется с помощью специального пресса.

Возможно также применение пленок из:

  • стеклопластика,
  • стеклотекстолита,
  • полиэтилена,
  • винипласта,
  • слоистых пленок (например, «гетинакс»).

В некоторых случаях производится окраска или лакировка материала.

Прочие материалы

Помимо фанеры в производстве опалубки могут применяться древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты. Полностью пластиковая опалубка для ЖБИ встречается крайне редко.

Металлическая опалубка из ЖБИ наиболее часто изготавливается из стали Ст3. Чтобы снизить металлоемкость изделий, на предприятиях применяют гнутые и штампованные профили, а также стали легированных марок.

Пружинная сталь марок 55ГС, 65Г и т.п. используется в процессе производства:

  • замков,
  • соединений,
  • пружинных скоб и прочих элементов крепления опалубочных систем.

Как это ни странно, но оптимальным вариантом считаются не прочные и долговечные металлоконструкции, а комбинированная опалубка, где металл играет роль поддерживающего элемента, а в соприкосновение с бетоном вступают иные материалы:

  • пластики,
  • пиломатериалы,
  • водостойкая фанера.

Опалубочные системы, полностью изготовленные из металла, также находят применение в строительстве, но такие системы требуют утепления в холодное время года. Нередко металлическую палубу переоборудуют, делая ее термоактивной. Но и деревянные опалубочные системы небезупречны.

Невысокая прочность дерева не позволяет использовать в качестве поддерживающих элементов деревянные стойки (это касается наклонных и горизонтальных поверхностей). Опалубка для ЖБИ, изготовленная из фанеры или дерева, к тому же, имеет большую материалоемкость и низкую оборачиваемость.

Изготовление опалубки для ЖБИ

Ниже мы остановимся на этом более детально.

Металлическая опалубка фото

— Низкое влагопоглощение. В отличие от дерева, металл не впитывает влагу, это позволяет бетону застывать с оптимальной скоростью, приобретая максимальную прочность и однородность.

— Отсутствие шероховатостей на рабочей поверхности. Металлические щиты опалубки имеют идеально гладкую контактную поверхность. Данная особенность гарантирует высокое качество бетонного литья и исключает необходимость его последующей шлифовки.

— Высокая прочность. Для соединения всех конструкционных элементов используются специальные высокопрочные замки. Они обеспечивают стойкость конструкции к самым серьезным эксплуатационным нагрузкам.

— Быстрая сборка и демонтаж. Установка металлической опалубки и ее последующая разборка настолько просты, что с этой задачей справятся даже начинающие строители. Обязательным условием является качественная смазка всех контактных поверхностей разделяющей смазкой. Это исключит налипание бетона, и сделает процесс демонтажа максимально быстрым и простым.

— Экономичность в долгосрочной перспективе. Цена металлической опалубки хоть и высока, но при условии многократного использования она очень быстро окупается и позволяет снизить бюджет строительных работ. Если соблюдать элементарные правила ухода и обслуживания, данный вид опалубки спокойно переносит несколько сотен рабочих циклов. Она не боится коррозийных процессов, перепадов температур и деформаций.

Пожалуй, единственным недостатком является то, что монтаж металлической опалубки в большинстве случаев осуществляется с использованием подъемной спецтехники. Связано это с высокой массой щитов. Конечно, существуют варианты опалубки из легких алюминиевых сплавов, но для коммерческого использования они не подходят.

В состав опалубки из металла входят следующие конструкционные элементы:

  • Комплект щитов, после монтажа которых образуется требуемая форма для заливки бетона.
  • Набор крепежей, обеспечивающих надежную фиксацию всех элементов опалубки.
  • Различные вспомогательные элементы для решения узкоспециализированных задач.

Инвентарная металлическая опалубка бывает нескольких видов:

  • Крупнощитовая . Как правило, используется для отливки масштабных конструкций из бетона с простой геометрической формой. Наибольшую популярность приобрела при строительстве фундамента и монолитных стен большой протяженности.

Крупнощитовая инвентарная металлическая опалубка

  • Мелкощитовая. Данный вид опалубки был разработан для создания небольших изделий из бетона, отличающихся сложной формой.

Мелкощитовая инвентарная металлическая опалубка

  • Переставная. Служит для фигурного литья из бетона. Часто используется в процессе изготовления различных малых архитектурных форм.

Инвентарная металлическая опалубка хоть и является достаточно простым изделием, но обязательно требует правильного монтажа. Прежде всего, мастерам следует подобрать оптимальную разновидность опалубочной системы с учетом всех технических особенностей будущей конструкции из бетона. В общих чертах, процедура установки выглядит следующим образом:

  • подготовка строительной площадки;
  • доставка всех комплектующих на объект;
  • временный крепеж конструкционных элементов опалубки;
  • выверка опалубочной системы в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
  • жесткая фиксация щитов и вспомогательных элементов посредством идущих в комплекте крепежей;
  • укладка в подготовленную форму армирующих элементов.

При соблюдении всех правил монтажа и наличия определенного опыта у исполнителей, можно создать идеальную форму для заливки бетона без щелей в местах стыков. Это исключит утечку бетона и позволит изготовить монолитное бетонное изделие высочайшего качества.

Металлическая опалубка для фундамента

Отличается большим размером щитов и без проблем переносит огромное давление бетонной смеси. Может изготавливаться как из стали, так и алюминия. Для установки требует привлечение строительной спецтеники. Металлическая сборная опалубка для фундамента распространена как в малоэтажном, так и высотном строительстве.

Читать еще:  Бетонные панели для стен

Металлическая опалубка фундамента фото

Опалубка для стен

Практически не отличается от опалубки для фундамента, с той лишь разницей, что к качеству исполнения ее конструкционных элементов предъявляются повышенные требования. С ее помощью можно осуществлять быструю заливку прямых и фигурных вертикальных конструкций большой высоты.

Металлическая опалубка стен фото

Опалубка для колонн

Разборная металлическая опалубка для колонн применяется в процессе отливки изделий высотой свыше 3 метров. С ее помощью можно создавать колонны квадратной, цилиндрической, овальной и другой сложной формы. В зависимости от конструкционного исполнения и качества обслуживания, такие системы способны спокойно переносить от 10 до 300 рабочих циклов!

Металлическая опалубка колонн фото

Опалубка перекрытий

Размеры металлической опалубки перекрытий корректируются индивидуально под каждый объект. Она позволяет отливать перекрытия прямоугольной, консольной и круглой формы. При соблюдении всех правил монтажа, данная опалубочная система дает возможность создавать конструкции с лицевой поверхностью высокого качества, не требующей дальнейшей отделки. В зависимости от своего исполнения, опалубка перекрытий может быть:

  • рамной;
  • на телескопических стойках;
  • на объемных стойках.

Металлическая опалубка перекрытий фото

Формы для колодезных колец своими руками

Область применения железобетонных колец довольно обширна. Если есть необходимость сэкономить, их можно сделать своими руками. Но для этого требуются формы для бетонных колец. Покупка такого оборудования — дорогое удовольствие, для частного применения оно себя не оправдает. Но и формы тоже можно сделать самостоятельно.

Для чего нужны бетонные кольца

Чаще всего бетонные кольца нужны для устройства колодца, но также их используют при устройстве автономной канализации — делают септики или фильтрационные колодцы. Еще одна область применения — смотровые колодцы при устройстве ливневой и дренажной системы. Делают из бетонных колец даже погреба. Причем есть разные варианты — вертикальные, горизонтальные. В общем, область применения широка.

Бетонные кольца используются для строительства разных сооружений

Есть кольца разного размера под разные нужды, имеют они еще и разную толщину стенок, могут быть с армированием или без. Несмотря на такое обилие выбора, многие задумываются о том, чтобы сделать железобетонные кольца своими руками. Все дело в том, что при обустройстве участка может понадобиться не одно кольцо, и даже не десять. У некоторых только на колодец уходит больше десятка. Себестоимость изготовления железобетонных изделий намного ниже их розничной цены. Даже с учетом того что придется изготовить формы для бетонных колец. А если еще учесть еще стоимость доставки, то экономия получается очень даже солидной.

Разновидности и размеры бетонных колец для колодцев

Промышленно изготовленные бетонные и железобетонные кольца должны отвечать нормам, прописанным в ГОСТу 8020-90. Их размеры можно взять из таблице, так же как и примерный вес и цену (указана с учетом доставки по Москве).

Для изготовления изделий каждого типа должно быть две части опалубки — наружная и внутренняя. Расстояние между ними прописано в ГОСТе, зависит от размеров кольца. Для армированных колец для колодца диаметром 70 см или 100 см это 7 см и 8 см соответственно, при изготовлении колец без закладки арматуры толщина стенок намного больше — 12 см и 14 см.

Для изготовления ж б колец требуются специальные формы

Кроме разных размеров есть еще разный профиль торцевой части колец — ровный и с замком. Замок — это выступ типа гребень-паз. Называют такие кольца пазогребневыми или замковыми. Поставленные друг на друга они хорошо сцепляются, их сложно сдвинуть при боковых нагрузках, что очень важно при устройстве колодцев любого назначения. Минус этого варианта — более сложные формы для бетонных колец — необходимо сформировать соответствующие ступеньки в торцах.

Технология изготовления бетонных и железобетонных колодезных колец

Для изготовления бетонных колец на производстве используют жесткий раствор с малым количеством воды, после заливки он обязательно подвергается вибрированию. Без этого процесса добиться однородности и высокой прочности невозможно. На производстве вибраторы встраиваются в стенки форм, при частном изготовлении можно воспользоваться погружными вибраторами для бетона. Это относительно небольшие устройства, корпус которых удерживают в руках, а вибробулава опускается в бетон. Длинна этой насадки должна быть достаточной чтобы достать практически до дна кольца.

Так выглядит погружной вибратор для бетона в работе

Какой бетон использовать

Бетон для колодезных колец по прочности на сажтие используют не ниже B15 (класс M200). Состав жесткого бетона, который используют на производстве:

  • цемент ПЦ500Д0 — 230 кг:
  • песок средней зернистости (модуль крупности 1,5-2,3) — 900 кг;
  • щебень фракции 5-10 мм — 1100 кг;
  • пластификатор С-3 — 1,6 кг;
  • вода — 120 литров.

На выходе получается кубометр бетона. Количество воды указано для песка влажность 4%. Если песок влажный, количество воды значительно уменьшается.

Как может выглядеть форма для производства жби колец

Что надо сказать, что в обычной бытовой бетономешалке типа «груша» такой сухой бетон вы не перемешаете. Для замеса надо использовать смеситель принудительного типа. Если его нет, делать более текучий бетон. Недостаток такого решения — необходимо выдерживать бетон в опалубке некоторое время (от 4 до 7 дней в зависимости от температуры). При наличии одной формы для бетонных колец, изготовление десятка бетонных колец может растянуться на месяца. Выход — сделать раствор настолько жестким, насколько это возможно и иметь не одну пару опалубки.

Армирование бетонных колец

Можно по всем правилам связать армирующее кольцо из ребристого прутка толщиной 8-10 мм — окружности, соединенные между собой вертикальными отрезками арматуры. Количество колец арматуры зависит от высоты кольца. Оптимальное расстояние между ними — 20-30 см. При высоте колодезного кольца 90-100 см делают три-четыре пояса армирования. Вертикальные отрезки устанавливают с шагом в 30-40 см. Их привязывают специальной вязальной проволокой.

К верхнему поясу армирования можно привязать петли, за которые можно будет бетонное кольцо кантовать при помощи подъемного оборудования.

Пример армирования железобетонного кольца

При установке армирующего пояса помните одну деталь: арматура должна располагаться в толще бетона. От металла до края изделия должно быть не менее 3-4 см. Потому на рисунке выше показано, что пояса армирования находятся не на поверхности, а значительно ниже. Примерно так и надо располагать арматуру.

Арматуру можно и сварить, но лучше — связать — более прочная получается конструкция

Самодельные бетонные кольца чаще армируют готовой стальной сеткой — толщина прутка не менее 4 мм, шаг 20 см. Ее отрезают нудной высоты и длинны, загибают в кольцо, края связывают проволокой. Такое армирование несколько хуже стандартного, но вполне достаточно для придания большей прочности.

Что дает вибрирование

Процесс вибрирования повышает прочность бетона на несколько классов (без изменения рецептуры). При обработке бетона он на глазах «садиться» из него выходят пузыри воздуха, более равномерно распределяется заполнитель и цемент. Обойтись без этой процедуры не получится — стенки будут рыхлые, будут протекать и быстро разрушатся.

Гладкие и плотные стенки можно получить только если бетон вибрировать

Однако нельзя и переусердствовать — может произойти расслоение. Останавливают обработку тогда, когда усадка раствора прекратиться, поверхность станет гладкой и сверху появится цементное молочко.

Читать еще:  Как выровнять бетонный пол под ламинат

Процесс изготовления

На ровную площадку или лист железа устанавливается наружная (внешняя) часть опалубки. Если изготавливается пазогребневое кольцо, вниз укладывается формирователь паза. На расстоянии 3-4 см от края опалубки выставляется армирующая сетка. Ставится внутренняя часть опалубки, фиксируется при помощи винтов к выступающим частям внешней опалубки (пальцам).

В установленную форму лопатами или каким-то приспособлением закидывается бетон. После того как кольцо заполнено, проводят вибрирование (в готовых формах это занимает 1-2 минуты). При необходимости (смотрят по усадке) бетон добавляют. После окончания вибрации поверхность кольца заглаживается мастерком. Если необходимо, устанавливают и вдавливают гребневое кольцо.

В промышленных условиях сразу же проводится разопалубка — для этого и используют жесткий бетон, чтобы можно было сразу же использовать комплект для изготовления следующего кольца. Для этого снимают пальцы, вынимают опалубку. Формирующий нижний паз пустотообразователь остается до схватывания бетона.

Как и из чего сделать формы для бетонных колец

Заводские формы делают из листового металла, усиливают ребрами жесткости. Толщина металла — 3-8 мм в зависимости от габаритов кольца.

Формы для колодезных колец чаще всего делают из металла

Из бочек с толстыми стенками

В домашних условиях выгнуть листовой металл с требуемым радиусом кривизны совсем непросто. Намного легче найти две толстостенные бочки с разными диаметрами. Диаметры должны отличаться на 14-16 мм. В таком случае толщина стенки получится 7-8 мм. Для колодезного кольца с армированием — то, что требуется.

Чтобы проще было с формой для железобетонных колец работать, можно две половинки скрепить дверными петлями

У бочек обрезают дно, внутреннюю часть делают выше примерно на 10 см — так удобнее. Чтобы можно было снимать опалубку с готового кольца, бочки распиливают вдоль на две части. Половинки надо надежно соединять. Сделать это можно по-разному:

  • приварив уголки с просверленными дырками, стягивать болтами;
  • сделать «ушки» в которые забивать клинья.

Чтобы внутреннюю часть не повело, к каждой половинке надо приварить несколько распорок, которые будут удерживать стенки от искривления.

Вставив одну часть опалубки в другую, выставляют их на одинаковом расстоянии одну относительно другой (замеряя зазор по кругу). В нескольких местах сверлят отверстия — под шпильки, которыми они будут фиксироваться. Шпильки — отрезки прутка с обоих сторон которых нарезана резьба. Отверстия располагают одно напротив другого, чтобы можно было надежно зафиксировать части опалубки.

В просверленные отверстия вставляют шпильки, затягивают гайками. При не очень большой толщине стенок формы для бетонных колец, скорее всего, придется подкладывать под гайки большие шайбы или вырезанные из металла пластины с отверстием — чтобы при заливке бетона форму не погнуло.

Из листового металла

При желании можно сделать формы для бетонных колец и из полосы листового металла и деревянных брусков, которые будут придавать опалубке жесткость. Отрезаете полосу нужной длинны — по длине окружности + 10 см на соединение. Ширина полосы — равна высоте кольца + 10 см. Внизу и вверху загибаете бортики по 5 см, по краю полосы делаете такой же бортик. В боковом бортике просверливаете отверстия под стягивающие болты. Верхний бортик надрезаете каждые 20-25 см (меньше, если диаметр кольца небольшой). Теперь полосу можно согнуть — получиться кольцо. Но оно очень нестабильное — «играет». Жесткости можно придать при помощи деревянного каркаса.

Формы для бетонных колец можно сделать из листовой стали

Из бруска нарезаете куски по 20-25 см длиной. Их крепите под бортик сверлите отверстие в металле, прикручиваете на саморезы отрезки брусков. При длине брусков в 20-25 см форма получится не круглой, а многогранной. Если для вас это критично, можно сделать надрезы чаще, короче напилить бруски. Укрепить также надо высоту. Для этого тоже используют бруски. Крепить их надо почаще — чтобы стенки не прогибались.

Если умеете пользоваться сваркой, можно пойти другим путем. Кроме листового металла понадобится профилированная труба квадратного сечения. Подойжет 15*15 мм или 20*20 мм. Сначала требуется согнуть по четыре одинаковых полудуги из профильной трубы. Четыре больших — для наружной опалубки и четыре поменьше — для внутренней. К дугам приварить вырезанные полосы металла.

Как основу использовать дуги из профильной трубы

Из деревянных досок или брусков

Если с деревом работать вам проще, можно собрать формы для жб колец из древесины. Их собирают из нешироких планок, внизу и вверху фиксируют при помощи кольца. Кольцо может быть из металла, например, из согнутой профилированной трубы. Ее на трубогибе можно выгнуть с требуемым радиусом кривизны.

Формы для производства колец можно сделать из древесины

Если бондарное искусство — ваш конек, можно дуги сделать тоже из древесины. Материал не столь важен. Важна прочность и жесткость полученной формы. Обратите внимание, что бортик крепится снаружи большей опалубки и изнутри меньшей.

Важно! Чтобы снималась опалубка легко, перед заливкой формы надо смазать. Если планируете использовать бетонные кольца для колодца с питьевой водой, использовать можно подсолнечное масло. Если предполагается какое-то техническое сооружение, можно в качестве смазки использовать отработку смешанную с машинным маслом или с ДТ (или чистое машинное масло).

Опалубка для колодезных ЖБИ колец

Большинство сооружений для бытовой автономной канализации монтируются с применением железобетонных колодезных колец. Данные конструктивные элементы отличаются высокой прочностью, могут выдерживать значительные нагрузки, возникающие при сдвижках грунта. Единственным относительным недостатком считается стоимость, которую нельзя назвать невысокой. Именно поэтому все популярней становится опалубка для колец, позволяющая выливать их самостоятельно в домашних условиях.

Опалубка для колодезных колец

Область применения железобетонных колец

Данные конструктивные элементы применяются при монтаже колодцев различного назначения:

Колодец из ЖБ колец

  • Канализационные.
  • Водопроводные.
  • Для прокладки электрокоммуникаций.
  • Для устройства колодцев питьевого водоснабжения.

Использование железобетона во всех этих условиях оправдано следующими качествами материала:

  • Простая технология изготовления. Опалубка для бетонных колец позволяет вылить элементы стандартной высоты (обычно 0,9 метра) с диаметром до 2 метров.

Применение стального арматурного каркаса или специальной фибры обеспечивает повышенную прочность изделия.

  • Для обеспечения минимального влагопоглощения может применяться бетон различных марок, с добавлением определенных пластификаторов и гидроизоляторов.

В некоторых случаях практикуется самостоятельное изготовление колец без предварительного армирования. Это позволяет существенно снизить массу изделия и упростить процедуру монтажа, но при этом несколько снижается эксплуатационный ресурс колодца из таких элементов. Поэтому данные кольца рекомендовано применять только для недолговечных сооружений.

Технология изготовления колец

Чтобы получить изделие высокого качества необходимо с особой тщательностью подходить к выбору используемых для приготовления бетонной смеси материалов. Даже, если будет приобретена высококачественная заводская опалубка для ЖБ колец, их качество и прочность будут сомнительными при условии использования залежавшегося цемента.

Для изготовления таких ЖБ изделий следует применять следующие материалы:

Изготовление колодезных ЖБ колец технологией вибропрессования

  • Цемент марки не менее 400, при этом необходимо выбирать только свежий материал, который не подвергался длительному хранению.
  • Песок лучше использовать кварцевый, с зерном средней фракции.
  • Немаловажным считается и правильный выбор щебня. Предпочтение стоит отдавать более прочному гранитному или известняковому материалу. Применять для производства бетона кирпичный бой нельзя категорически.

Для того, чтобы обеспечить высокую скорость производства колец целесообразно применять бытовые бетоносмесители. Они не только существенно снижают трудозатраты, но и позволяют обеспечить практически непрерывную заливку отдельного кольца, что положительно сказывается на качестве изделия.

Читать еще:  Гидроизоляция пола первого этажа частного дома

Следует сказать несколько слов и о технологии производства. Достаточно часто в домашнем производстве прибегают к ручной трамбовке помещенного в опалубку бетона. При этом ее качество во многих случаях оставляет желать лучшего. Самый оптимальный вариант — изготовление железобетонных изделий по технологии вибропрессования.

В этом случае опалубка для колодезных колец размещается на специальную виброплиту.

При работе привода (который может иметь различную конструкцию) обеспечиваются колебания плиты с высокой частотой и небольшой амплитудой. Благодаря этому осуществляется максимально возможное уплотнение бетонной смеси.

Демонтировать опалубку при качественном уплотнении бетона можно уже через небольшой промежуток времени, что существенно повышает производительность труда рабочих, занятых изготовлением ЖБ колец.

Как изготовить опалубку под кольца

Вопрос, как сделать опалубку для колец ЖБИ самостоятельно, волнует многих частных застройщиков. Основная трудность связано именно с криволинейностью поверхности, при этом обращенные вовнутрь стороны должны обладать высокой гладкостью, чтобы обеспечить простой демонтаж элементов опалубки.

Раньше изготовление таких элементов осуществлялось по технологии, сходной с изготовлением бочек:

Опалубка под кольца

  • Для изготовления внешнего кольца готовили два щита, с вырезанной окружностью, диаметр которой соответствовал наружному размеру железобетонного кольца. После чего по всей окружности крепились неширокие деревянные клепки (планки со скошенными гранями).
  • Для изготовления внутреннего кольца ряд клепок набивался на заготовку в форме круга.
  • После этого внутренняя опалубка вставлялась в наружную. При этом поверхности, обращенные к бетону, обивались слоем рубероида, чтобы упростить демонтаж.

Изготовление такой опалубки было делом трудоемким, при этом использовать ее было не совсем удобно.

Более простой способ — применение металлических бочек, воздуховодов подходящего диаметра. Для облегчения монтажа опалубки, она разрезается на 2 части по прямым вертикальным линиям. При этом на один стык устанавливаются дверные петли, а на второй фиксаторы, способные удержать опалубку в закрытом состоянии. При изготовлении учитывайте то, что внешнее кольцо должно открываться наружу, а внутреннее внутрь. Такая конструкция будет достаточно просто сниматься с уже вылитого кольца.

Изготовление опалубки и самостоятельное изготовление ЖБ колец позволяет существенно сократить расходы на строительство системы автономной канализации или на прокладку других коммуникаций.

Бетонные кольца для септиков и колодцев своими руками

Бывают ситуации, когда готовые железобетонные кольца, выпускаемые многими заводами ЖБИ, не устраивают застройщика по каким-либо причинам. Среди таких причин я могу назвать скверное качество продающихся поблизости плит и колец, высокую стоимость их доставки и установки, отсутствие техники для монтажа, невозможность подъезда к участку и работы на нём тяжелой техники, да просто недостаток средств на их приобретение.

В этих случаях вполне возможно изготовить такие изделия на месте, закупив цемент, песок, щебень, материалы для опалубки и взяв недельку отпуска. Можно и работать по выходным, изготовив за лето необходимое количество колец.

Взгляните на фотографии, любезно предоставленные мне одним из моих клиентов. Этот человек вполне успешно справился с задачей и получил отменные железобетонные кольца в «домашних условиях».

Для начала была изготовлена опалубка, представляющая собой два разъемных цилиндра высотой 1 м. Внутренний диаметр кольца 980 мм, толщина стенки 80 мм. Геометрию удалось получить путем точного выполнения окружности поясов, выполняющих функцию формообразующего каркаса. Для изготовления опалубки использовался подручный материал: шпунтованная доска 110х22 мм и фугованная доска 150х35 мм. Торцованная доска крепилась к поясам с помощью шурупов 4х45мм, по 4 шт. в одну доску.

После сборки полуцилиндры были обтянуты оцинкованной сталью толщиной 0,5 мм. Между полукольцами вставлены две отдельные распорные доски, предназначенные для облегчения извлечения опалубки из застывшего бетонного кольца. Эти доски извлекаются при снятии опалубки с изготовленного кольца в первую очередь.

Для монтажа распорных досок использовались обрезки досок и шурупы. Наружные полукольца выполнены аналогично, пояса расположены снаружи. Перед сборкой внутренняя поверхность опалубки покрывалась смазкой. Использовалось густое трансмиссионное масло ТАП 15.

Опалубка устанавливается на ровное основание и закрепляется. Под опалубку желательно положить полиэтиленовую пленку, чтобы цементное молочко не вытекало из-под опалубки:

Наружная опалубка фиксируется вертикальным стержнем и шурупами. Может использоваться и металлическая лента для стягивания полуколец. Недостаточно стянутые полукольца могут разойтись. Между внутренним и внешним цилиндрами вставляется заранее связанная в кольцо дорожная сетка, выполняющая роль арматурного каркаса, и пластмассовые втулки фиксированной длины (по толщине будущего кольца). Конструкция фиксируется металлическим прутком через заранее выполненные отверстия:

На внутреннюю опалубку устанавливается «стол» из досок:

Рядом располагается бетономешалка, емкость для щебня и тачка с песком:

Готовая смесь выгружается на «стол» с помощью лопаты. Примерный объем одного замеса составляет 5 ведер. Важно равномерно распределить смесь внутри опалубки, чтобы избежать ее смещения:

После каждой выгрузки и укладки смеси производится виброуплотнение смеси:

По окончании заполнения опалубки и выравнивания торцовой поверхности мастерком, верхняя часть кольца укрывается для предотвращения испарения воды из бетона. По мере твердения бетона, не ранее чем через трое суток, производится распалубка.

Для этого выкручиваем крепеж из внутренней опалубки, извлекаем распорные доски и сдвигаем полукольца внутрь. Извлекаем полукольца по одному и оставляем кольцо для дальнейшего набора прочности:

Примерный объем бетона для одного кольца около 0,3 кубометра. При расчетной производительности использованной бетономешалки (5 ведер бетона на выходе за один замес) производился расчет мерных объемов составных частей.

Состав бетона был принят по рекомендациям к применению готового к применению модификатора бетона (ПФМ-НЛК).

ПФМ-НЛК — полифункциональный модификатор, относящийся к классу сильнопластифицирующих добавок, повышающих показатели долговечности бетона — морозостойкость, водонепроницаемость и коррозионную стойкость. Представляет собой смесь натриевых солей полиметиленнафталинсульфокислот различной молекулярной массы с добавлением воздухововлекающего и гидрофобизирующего комплексов. Производится в сухой форме — в виде водорастворимого порошка коричневого цвета.

Продаётся в канистрах по 5 литров:

Или в виде порошка в мешках с полиэтиленовым вкладышем по 25-40 кг:

Если используется порошок, а не готовый раствор, то до начала бетонных работ его необходимо растворить в воде исходя из потребности. На 0,3 кубометра бетона необходимо примерно 1 кг порошка, который засыпают в воду с перемешиванием. Получается 2,5–3 литра раствора.

При замесе бетонной смеси в мешалку с уже хорошо перемешанными в ней сухими компонентами бетона понемногу вливают воду без модификатора, наблюдая за жесткостью смеси в баке мешалки (необходимо учитывать влажность используемого песка).

При перемешивании компонентов важно точно выставить максимальный угол наклона оси мешалки (щебень на грани высыпания из емкости).

По мере наполнения бака мешалки угол корректируется. После хорошего перемешивания в течении 1,5–2 минут (смесь перемешана, не комкуется и не плывет), добавляется раствор модификатора мерной емкостью (к примеру, стакан из-под йогурта на 0,5 литра).

Добавка модификатора после основной воды позволяет полностью использовать его на разжижение смеси и не связывать его компоненты в химическом процессе гидратации, что обязательно произойдет при добавке его в составе основной воды затворения. При добавке модификатора смесь на глазах расплывается и становится «маслянистой». Если воды мало, добавлять ее до нужной пластичности смеси. Главное — не перелить основной воды».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector